"Органические продукты", "биопродукты", "экологически чистые продукты". Давайте разберемся.

Мода на все натуральное и экологически чистое, пройдя свой пик на Западе, добралась до нашей страны. Готовы ли мы к ее приходу? Действительно ли так хороши органические молоко и мясо? Где их хранить и как правильно готовить?


Обилие на отечественных прилавках продукции с пометкой «органические», «экологически чистые», «биопродукты» объясняется довольно просто – отсутствием жесткого законодательства, которое бы определило и терминологию, и критерии для этой категории продуктов. Между тем в мировой практике термин "organic food", который часто переводят как "экологически чистые" или "органические" продукты, законодательно закреплен уже более трех десятилетий. Покупая товар с такой маркировкой, покупатели уверены, что перед ними продукция, изготовленная без использования (либо с минимальным использованием) пестицидов, синтетических минеральных удобрений, регуляторов роста, искусственных пищевых добавок, генетически модифицированных организмов.

Земли, отведенные под органические культуры, обрабатываются без применения химических удобрений. Убой скота осуществляется максимально гуманными методами, а сбор урожая часто осуществляется вручную. Переработку яиц, молока, мяса, зерна и прочих природных богатств выполняют щадящими способами. В них не добавляют консерванты, ароматизаторы и красители – только натуральные приправы и специи. Упаковывают продукты в экологически чистую упаковку.

За такие «привилегии» приходится расплачиваться и деньгами – органическая продукция стоит как минимум на 20-40% дороже обычной, и сроком хранения – в продукции без консервантов он минимальный, и привлекательностью – такие продукты зачастую имеют непривычно «бледный вид», ведь при их изготовлении не используются красители, ароматизаторы и другие пищевые добавки.

Органическую продукцию потребители узнают в магазинах не только по надписи, но и по специальному значку сертификационного органа, который проводил исследование этой продукции и гарантирует ее качество. Систем сертификации органической продукции даже в одной стране может быть несколько, но главные критерии в них схожи.

Разберемся в терминах

В России тоже разработаны свои стандарты, и производители, ведущие бизнес цивилизованно, сертифицируют свою продукцию, маркируя ее специальными знаками.
Один из таких – «Листок жизни. Органик», разработанный Санкт-Петербургским Экосоюзом уже присваивается мясной продукции и питьевой бутилированной воде. Кроме этого, в том же Санк-Петербурге введены в действие «Экологический сертификат Санкт-Петербурга», система сертификации «ЭКО-Тест-плюс», разработанная Центром испытаний и сертификации «ТЕСТ – С.-Петербург».

Правительство Москвы также ввело в обращение свой экомаркер: изображение дубового листа с капелькой. Пока им отмечено несколько десятков наименований продукции, среди которых молочная и мукомольная продукция; кофе, не требующий варки; свежие овощи, мясные и рыбные полуфабрикаты, свежевыжатые соки.

Возможна в России и сертификация по стандартам ЕС. В 2010 году был введен новый Европейский экологический знак, получивший название «Европейский лист». Этим знаком маркируется продукция производителей стран Европы, соответствующая экологическим стандартам, однако и российские товары могут получить соответствующую маркировку, если они отвечают установленным критериям.

Кроме маркировки ЕС каждая из стран Европы может пользоваться и своей национальной системой стандартизации.

Встречаются на российских прилавках органические продукты, сертифицированные в соответствии со стандартами американской национальной органической программы USDA/NOP, японской сельскохозяйственной системы сертификации JAS и т. д.

Напрасные слова

Надписи «здоровое питание», «натуральное», «фермерский товар», «без консервантов» не всегда соответствуют истине. Например, напиток с этикеткой «без сахара» может быть напичкан вкусовыми добавками и химическими подсластителями. Обычный сахар в его составе был бы куда менее вредным.

Следует внимательно относиться и к «биопродуктам». Биойогурт – отнюдь не экопродукт. Этот термин придумали российские маркетологи, чтобы выделить молочные продукты, обогащенные живыми бактериями.

Очень многие продукты премиум-класса гордо несут на себе маркировку «Без ГМО». Между тем «свободны от ГМО» не только помеченные этим знаком товары, но и подавляющее большинство остального ассортимента гастрономов.

Путать не стоит

Важно различать термины «модифицированный» и «генно-модифицированный». Модифицированный крахмал, например, входящий в состав многих полужидких продуктов, к ГМО отношения не имеет.

Зеленые метки

К экологическим меткам на импортных товарах нужно относиться с осторожностью: их огромное множество, и о составе самого продукта сообщают лишь некоторые. Все остальные, украшающие яркие коробки и пакеты, говорят об экологических характеристиках упаковки: биоразлагаемой, подлежащей переработке и повторному использованию, состоящей из нетоксичных материалов.

Ода упаковке

До недавнего времени наиболее безвредной считали вакуумную или заполненную инертным газом вместо воздуха упаковку из ПВХ-пленки. Однако она все же взаимодействовала с содержимым и выделяла в пищу некие токсины. К тому же, утилизировать такую пленку очень непросто: для ее полного разложения нужны десятилетия.

Традиционно «здоровой» считается упаковка из стекла, керамики и жести. Она дороже и тяжелее пластика, но не вредит содержимому и привычна для покупателей.

В последние годы и западные, и отечественные ученые изобрели несколько новых материалов и технологий, обещающих революц